Горячие темы

Курсы

R-Keeрer: «Управляющий RK и SH»
6 часов, 15 000 pуб.
R-Keeрer: «Кассир»
4 часа, 6 000 pуб.
R-Keeрer: «Менеджер офиса»
5 часов, 7 500 pуб.

Мераб Елашвили

«…купил билет в Москву. И не жалею об этом»

Итальянская сеть «Сбарро» — пока единственный пример успешного развития по системе франчайзинга в России. В 1997 году, когда в стране вообще никто не думал о создании сетей, тем более под международной вывеской, 22-летний юноша из Грузии убедил американцев отдать ему мастер-франшизу. В начале 2006 года Мераб сложил с себя обязанности генерального директора компании, пригласив на эту должность голландца Хенка Ван Гелдерна из «Пивоварни Ивана Таранова». Теперь на визитке Елашвили значится «президент». Также он возглавляет совет директоров компании «Бразерс». Это семейный бизнес, принадлежащий трем людям: самому Мерабу, его старшему брату Георгию и Роману Шамилашвили — мужу сестры. Управлением бизнеса, связанного с индустрией гостеприимства, занимается Мераб, а остальные возглавляют два других семейных дела — компанию недвижимости и фирму, занимающуюся дистрибуцией.

До 18 лет Мераб жил в Грузии, в 16 поступил в Тбилиси на экономический факультет Промышленного колледжа, потом пошел в Институт менеджеров, а затем поехал покорять Москву. В начале 1990-х годов в Грузии произошел политический переворот, начались беспорядки и многие покинули страну. У Мераба был выбор: США, Израиль, Европа и Москва. «Все-таки со времен СССР у России и Грузии так много общего, что я купил билет в Москву. И не жалею об этом», — рассказал он. К тому же в тот момент в российской столице высшее образование получал старший брат Елашвили.

Едва ступив на московскую землю, Мераб занялся бизнесом. Склонность к купле-продаже у него проявилась еще в детстве. «Чем торговал в Москве? Сначала были бельгийские ковры и шоколад, — вспоминает Мераб. — Созвонились с родственниками, договорились, что где можно купить, как привезти. Я сам до последнего во всю эту затею не очень-то верил». Но за пару лет купля-продажа переросла в серьезный бизнес. Компания Мераба специализировалась на продуктах питания и товарах для дома. У нее был огромный продовольственный склад, откуда каждый день уходили машины в 500 магазинов города. Штат компании составлял около 200 человек.

Впервые «Сбарро» Мераб увидел в Антверпене, где жила его будущая жена. В итальянской концепции Елашвили покорила свежая еда на виду у гостей. Он отправился в США, где каким-то удивительным образом убедил американцев продать ему мастер-франшизу на всю территорию России. Первый ресторан «Сбарро» открыли 31 декабря 1997 года, хотя в графике значился март-апрель 1998. Просто в ноябре Мераб случайно узнал о споре американцев, которые ставили на то, что в России ресторан появится в 1997 году. Причем, если бы ресторан действительно открылся, это улучшило бы капитализацию компании-владельца бренда. И Мераб решил во что бы то ни стало открыть заведение.

Следующая точка заработала в «Охотном ряду» в апреле 1998 года, а через четыре месяца в России произошел дефолт. Мерабу пришлось пройти через разделение бизнеса надвое, выкуп доли и фактически второй старт, который начался в 2002 году. Сейчас «Бразерс и Компания» является самым крупным франчайзи «Сбарро». Более того, сетевая структура, некогда созданная молодым человеком, три года подряд получает награду лучшего франчайзи. В «Бразерс и Компании» интернациональная команда. Есть сотрудники из Голландии, Израиля, Франции, Египта и даже повар из Палестины.

В середине 2006 года компания открыла сотое заведение. Четырьмя годами ранее «Бразерс и Компания» вывела на рынок новый бренд — «Восточный базар». Также компания решила попробовать себя в сегменте демократичных заведений, открыв восточный «Баш на Баш» и итальянский Viaggio. От перечисления городов, где уже открылись или должны открыться рестораны компании, у самого Мераба идет голова кругом. Каждый год компания открывает минимум 20 новых объектов. Большинство ресторанов на 100 % принадлежит «Бразерс». На вопрос об обороте Елашвили отвечает, что главный бизнес-показатель превышает отметку 50 млн долл. США. «Бразерс и Компания» занимает третью строчку в рейтинге ресторанных холдингов с единым управлением, уступая только «Ростик Групп» и «Макдоналдсу».